ВС РФ: ковид-ограничения в стране производителя оправдали просрочку по госконтракту
Поставщик сообщил заказчику, что не может поставить товар из-за ограничений в стране производителя. Заказчик отказался от исполнения контракта. Контролеры не включили сведения в РНП.
Суды трех инстанций поддержали их решение, поскольку поставщик:
- не исполнил обязательства в срок по независящим от него обстоятельствам;
- предлагал заказчику приостановить действие контракта или расторгнуть его по соглашению сторон;
- уведомил о возможности поставить товар к концу года.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Сходную позицию занимают, в частности, АС Восточно-Сибирского и Уральского округов.
Документ: Определение ВС РФ от 23.03.2022 N 301-ЭС22-1801
С 30 марта госзаказчики устанавливают повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2022 году
В 2022 году получатели средств федерального бюджета должны закреплять в контрактах аванс в размере:
- от 50 до 90% суммы контракта (но не более ЛБО), если средства на финансовое обеспечение по нему подлежат казначейскому сопровождению;
- до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) - если не подлежат такому сопровождению.
Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. "а" и пп. "б" п. 18 положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%.
Кроме того, аванс устанавливают и в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд с запретом на него. Такой запрет приостановили до конца года.
Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных выше размеров в контрактах, которые заключили до дня вступления в силу поправок. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности определения размера обеспечения контракта.
Правительство рекомендует учитывать новшества в том числе региональным и муниципальным заказчикам.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505
По Закону N 223-ФЗ без согласия нельзя закупать иностранное ПО для объектов значимой инфраструктуры
С 31 марта заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием) запретили закупать без согласования с федеральным ведомством, которое определит Правительство РФ:
- иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (далее - объекты КИИ);
- услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.
С 1 января 2025 года, в частности, эти заказчики не смогут также использовать импортное ПО на объектах КИИ.
Правительство РФ среди прочего определит правила согласования указанных закупок.
Документ: Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166
Суд: в госзакупке с проектной документацией нужно указывать эквивалент товара
Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент не установили.
Контролеры посчитали это нарушением: если в проектной документации есть, в частности, конкретный производитель, то в закупке надо приводить условие о возможности поставки эквивалентного товара.
Суд поддержал такое решение:
- отсутствие условия об эквиваленте нарушает правила описания объекта закупки. Это может ограничить число участников, у которых есть возможность поставить аналогичную продукцию;
- заказчик не доказал, что поставка товаров иных производителей с нужными характеристиками препятствует достижению целей закупки или реализации проектных решений.
Отметим, в практике есть примеры с противоположной позицией. Ее занимают, например, АС Волго-Вятского округа, Удмуртское УФАС.
Документ: Обзор судебной практики в сфере закупок за февраль 2022 года
Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс.