Госконтракт расторгли по вине исполнителя - суд взыскал разницу с общей стоимостью замещающих сделок
Стороны согласовали уборку помещений и прилегающей территории. До начала оказания услуг исполнитель сообщил, что не сможет выполнить обязательства. Сделку расторгли по соглашению.
Заказчик заключил несколько контрактов с другими лицами. Позднее он потребовал возместить убытки в виде разницы между ценой расторгнутого контракта и общей стоимостью замещающих сделок, но исполнитель этого не сделал.
Апелляция взыскала убытки:
- исполнитель не обосновал свой отказ от исполнения обязательств. Он не сообщал о форс-мажоре, не участвовал в судебных заседаниях и не указывал на высокую цену замещающих сделок;
- заказчик был вынужден заключить контракты на большую сумму с другими лицами по вине исполнителя. Разница в его затратах образовала убытки. Их размер и наличие причинной связи доказали.
Отметим, суд может не взыскать подобные убытки, если заказчик одновременно требует неустойку. По ГК РФ убытки возмещают в части, которую не покрывает неустойка, если в законе или договоре нет иного порядка.
В практике есть пример, когда суды не взыскали такую разницу цен. В контракте не закрепили возможность взыскать убытки сверх неустойки, а ее сумма покрыла размер убытков.
Документ: Постановление 6-го ААС от 19.01.2023 по делу N А16-716/2022
Предложили типовые условия госконтрактов на организацию детского питания в школах
Типовые условия контрактов планируют применять при закупках услуг питания детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 1 проекта постановления).
Заказчики станут использовать условия, если объект закупки относится к одному из кодов по ОКПД 2 (п. 2 проекта постановления):
- 56.29.19.000 - услуги по доставке готовых блюд, напитков, кулинарных, мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и при необходимости по их раздаче;
- 56.29.20.120 - услуги по приготовлению такой продукции с использованием имущества заказчика и при необходимости по ее раздаче.
В основном в типовых условиях хотят закрепить ряд обязанностей исполнителя по контракту.
Новшества могут вступить в силу 1 мая (п. 3 проекта постановления). Общественное обсуждение проекта завершат 8 февраля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=135386)
С единственным участником закупки по Закону N 223-ФЗ не заключили сделку - апелляция нашла нарушение
Аукцион признали несостоявшимся, поскольку к участию в закупке допустили только одного участника. Договор ему не направили. По мнению заказчика, заключать сделку в таком случае - право, а не обязанность. В положении о закупке это закрепили.
Контролеры и суд первой инстанции не нашли нарушений.
Апелляция учла разъяснения КС РФ и посчитала иначе:
- условия положения о закупке позволяли заказчику действовать в данном случае произвольно. Он мог по своему усмотрению заключить договор с единственным участником, провести повторный аукцион или отказаться от этого, принять решение о закупке иным способом при необходимости. Параметров выбора тех или иных действий в закупочных документах нет;
- заказчик не привел объективных причин, которые мешали бы ему подписать договор в спорной ситуации;
- заявка единственного участника отвечала условиям тендера. В положении о закупке предусмотрели возможность заключить сделку с таким участником. Оснований не делать этого нет.
Напомним, недавно КС РФ среди прочего уточнил: заказчик не обязан заключать договор с единственным участником, если процедуру признали несостоявшейся из-за того, что к ней допустили лишь одну заявку. Правило действует, если в положении о закупке предусмотрели, что в этом случае договор не подписывают и закупку проводят заново.
Документ: Постановление 18-го ААС от 13.01.2023 по делу N А76-26061/2022
Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс.