Правительство установило критерии выбора единственных поставщиков для госзакупок лекарств
С 1 января 2024 года к единственным поставщикам лекарств для медицинского применения, которых определяют актами правительства или президента, предъявят ряд требований.
Будущий контрагент должен:
- являться юрлицом и производить препарат на всех стадиях в ЕАЭС;
- не находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц;
- иметь в течение последних 3-х лет опыт поставки лекарств для медицинского применения в рамках госконтрактов или договоров по Закону N 223-ФЗ;
- обладать российским патентом на активное вещество. Документ должен действовать не менее срока, на который выбрали такого поставщика.
Также перечислили критерии отбора лекарств для подобных закупок.
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 N 753
В госконтракте с единственным поставщиком не закрепили условие о неустойке - суды ее не взыскали
По итогам малых закупок заключили два контракта с единственным поставщиком. Сделки расторгли по соглашению из-за ненадлежащего исполнения. Позже заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с контрагента штраф.
Апелляция и кассация в иске отказали:
- в контрактах согласовали лишь общее условие о том, что за ненадлежащее исполнение стороны отвечают по закону. Основания начисления штрафа и порядок его расчета не закрепили. Это исключает взыскание;
- спорная ситуация не противоречит Закону N 44-ФЗ. Некоторые виды сделок с единственным поставщиком могут не содержать ряд обязательных условий, в т.ч. об ответственности сторон.
Отметим, в практике есть пример, когда с заказчика взыскали законную неустойку, хотя в контракте с единственным поставщиком ее не закрепили. Суды решили: стороны не уточнили, что к их соглашению не будут применять нормы Закона N 44-ФЗ.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.05.2023 по делу N А34-4975/2022
Исполнитель отказался от контракта раньше госзаказчика - суды не нашли оснований для РНП
Стороны заключили контракт на услуги уборки. Заказчик от него отказался, поскольку контрагент не приступил к исполнению. Сведения включили в РНП.
Три инстанции не согласились с контролерами:
- исполнитель первым отказался от контракта. Его решение не обжаловали;
- по ГК РФ отказ от договора оказания услуг может быть немотивированным - неважно, нарушила или нет другая сторона свои обязательства. Это императивное правило, которое нельзя ограничить соглашением;
- решение заказчика расторгало сделку, которая уже не действовала. Оно не влекло юридических последствий, в т.ч. потому, что его признали недействительным в рамках другого спора.
Ранее к сходным выводам приходил 9-й ААС.
Документ: Постановление АС Московского округа от 02.05.2023 по делу N А40-98266/22-93-734
Запрет на допуск иностранных товаров: Минпромторг разъяснил особенности исполнения госконтрактов
Если участник закупки с запретом на допуск указал в заявке номер записи из реестра российской промпродукции, то при исполнении контракта он представляет заключение о том, что товар произвели в РФ.
Ведомство отметило: на момент передачи товара заключение должно действовать, а продукция должна быть в названном реестре.
Если при исполнении контракта номер реестровой записи изменился, стороны могут заключить соглашение о поставке продукции с улучшенными характеристиками. На новый товар нужно представить номер записи из реестра российской промпродукции. Информацию о такой записи включают в контракт.
Документ: Письмо Минпромторга России от 25.04.2023 N ПГ-12-3968
Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс.