В материале представлена подборка интересных судебных споров, рассмотренных Арбитражным судом Западно-Сибирского округа и включенных в информационный банк КонсультантАрбитраж:Западно-Сибирский округ в период 26 – 30 декабря 2022 года.
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ УСЛУГ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ОКАЗАННЫХ В ОТНОШЕНИИ БЕСХОЗЯЙНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Кому: региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), органы местного самоуправления
Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО в отношении пустующих, являющихся, по мнению регионального оператора, бесхозяйными жилых домов, не может быть возложена на орган местного самоуправления в силу очевидности отсутствия образования ТКО.
В отношении ряда жилых помещений отсутствует информация о проживающих (зарегистрированных) лицах, выписки из ЕГРН информацию о лицах, за которыми зарегистрировано право собственности, не содержат, в связи с чем региональный оператор обратился к муниципалитету с иском о взыскании долга за оказанные услуги по обращению с ТКО. В удовлетворении требования отказано, поскольку не подтверждено, что спорные дома находятся в муниципальной собственности, не доказано, что лицом, обязанным оплачивать услуги по отношению к данным помещениям, является муниципалитет, а действующее законодательство не устанавливает обязанность органов местного самоуправления оплачивать услуги по обращению с ТКО в отношении всех жилых помещений, расположенных на его территории.
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Кому: собственники зданий, в которых расположены противорадиационные укрытия, уполномоченные органы в сфере управления государственным имуществом субъектов РФ
Объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации.
Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом обратился с заявлением о признании права собственности Российской Федерации на встроенное защитное сооружение гражданской обороны и отсутствующим права собственности общества на подвальные помещения, находящиеся в здании административно-бытового корпуса. Требование удовлетворено, поскольку спорный объект недвижимости, введенный в эксплуатацию в 1988 году, не утратил статус защитного сооружения гражданской обороны; право собственности Российской Федерации возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; решение о приватизации спорного объекта Правительство РФ не принимало.
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД СВЕРХ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ ВОДООТВЕДЕНИЯ
Кому: организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалы), абоненты
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ представляет собой размер платы за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, определяемый с 03.06.2020 без проведения контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов без отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), оборудованного канализационным колодцем.
Водоканал обратился с иском о взыскании долга и неустойки по договору водоснабжения и водоотведения ввиду отсутствия платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и негативное воздействие на работу ЦСВ. Требование в части долга удовлетворено, размер неустойки скорректирован. С 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНОВ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
Кому: заказчики и участники аукционов на право заключения договоров, антимонопольные органы
Требование о том, что неисполнение обязательств, вызванное действием санкций, не рассматривается сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора), не является нарушением принципа равноправия, так как оно предоставляет заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлено на установление преимуществ отдельным лицам.
Антимонопольный орган признал незаконными действия общества, выразившиеся в установлении в аукционной документации к аукциону на право заключения договора поставки оборудования условия о том, что неисполнение обязательств, вызванное действием санкций, не рассматривается сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) и считается недопустимым односторонним отказом поставщика от исполнения своих обязательств по договору. Общество обратилось с заявлением о признании данного решения и предписания устранить нарушения недействительными. Требование удовлетворено, поскольку заказчик вправе сформировать свою систему закупок, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Обществом не предъявлялись различные требования к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении.
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюс:РегиональныеТехнологии".