Локсит
630099
Россия
Новосибирск
630099, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль 15, оф. 625
+7 (383) 363-73-45
Назад к новостям

Обзор важных документов (01-04.10.2026)

О каких изменениях законодательства нужно знать гражданам в IV квартале 2026 года

Ряд требований о недостатках товаров можно предъявлять прямо на маркетплейсах. Увеличились средние индексы изменения платы за коммунальные услуги. Основные условия семейной ипотеки теперь зависят еще и от количества детей. Подробнее об этих и других изменениях читайте в обзоре.


БУХГАЛТЕРУ

Проект Федерального закона N 617-9

Изменения в НК РФ – 2027.

Предлагают, в частности:

·       облагать большинство доходов физлиц по единой прогрессивной шкале НДФЛ 13 - 22% (пп. "а" п. 23 ст. 2 проекта). В совокупность налоговых баз хотят включить, в частности, доходы от продажи имущества, дивиденды, проценты по вкладам. В части последних банк станет налоговым агентом (пп. "б" п. 26 ст. 2 проекта);

·       увеличить размеры штрафов (п. п. 36 - 56, 58 - 61 ст. 1 проекта). Так, минимальный штраф за неподачу декларации составит 2 600 руб. вместо 1 000 руб.;

·       ввести новые штрафы. Например, появится штраф за несообщение о создании обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств), размер которого составит 121 тыс. руб. (пп. "е" п. 42 ст. 1 проекта);

·       установить ставку НДС 22% для товаров электронной торговли, которые граждане приобретают из третьих стран. Уплачивать налог как налоговые агенты будут электронные площадки (п. п. 1, 4, 5, 15 ст. 2 проекта);

·       разрешить ФНС приостанавливать прием заказов и размещение карточек товара, если продавец с маркетплейса не пришел на допрос или не представил документы (п. 21 ст. 1 проекта). Операторов платформы обяжут выявлять налоговые риски у продавцов и сообщать о них в налоговую (п. 26 ст. 1 проекта).


Налоговая политика на 2027 год и плановый период: Минфин определил основные направления

К проекту закона о бюджете на 2027 - 2029 годы, который внесли в Госдуму, прилагаются планируемые меры налоговой политики. Хотят повысить справедливость налогообложения, улучшить качество администрирования, ввести новые права и обязанности.


Проект приказа Минфина России

Разработаны новые индикаторы риска для контроля за применением ККТ.

Минфин планирует расширить перечень индикаторов риска. Их станет 10 вместо 3. По новым индикаторам можно будет установить случаи, когда ККТ не применяется в розничной торговле и общепите.

Помимо прочего на риск нарушения будут указывать такие факты:

·       высокая доля возвратов, операций коррекции и расходных операций;

·       расчеты преимущественно или только одним способом – наличными либо безналичными средствами;

·       отсутствие по истечении определенного времени зарегистрированной ККТ;

·       долгое отсутствие фискальных данных в информсистеме налоговой.

Минфин заявил, что новые индикаторы помогут ФНС точечно выявлять риск нарушений без увеличения административной нагрузки на добросовестный бизнес.


Письмо Минфина России от 25.08.2026 N 03-03-08/74419

Расходы на покупку прав использования программ для ЭВМ с коэффициентом 2: Минфин указал на нюанс.

Затраты в связи с приобретением права использовать программу для ЭВМ, базу данных, программно-аппаратный комплекс (ПАК) по договору с правообладателем можно учесть в прочих расходах с коэффициентом 2. Чтобы его применить, нужны 2 условия:

·       программа (база данных, ПАК) есть в реестре российского ПО;

·       договор (соглашение) не позволяет налогоплательщику передавать право другим лицам.

Ведомство указало, что возможность применить повышающие коэффициенты зависит от вида договора, в рамках которого возникают расходы. Коэффициент применяют к расходам лицензиата в рамках лицензионных договоров, которые соответствуют указанным условиям. В рамках иных договоров его не используют.


Информация ФНС России от 30.09.2026

Декларация по налогу на прибыль: ФНС напомнила нюансы заполнения, если есть льготы.

В рамках декларационной кампании по налогу на прибыль за 9 месяцев 2026 года налоговики обратили внимание на то, что нужно правильно заполнять декларацию.

Так, в листе 02 по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" нужно корректно указывать код с учетом налоговой льготы. Перечень кодов приведен в верхней части этого листа, в частности:

·       код 01 проставляют налогоплательщики, не относящиеся к категориям, для которых есть спецкоды;

·       код 02 – сельхозпроизводители;

·       код 03 – организации – резиденты ОЭЗ;

·       код 17 – ИТ-компании.

Неправильный код признака налогоплательщика может привести к ошибкам в данных о налоговой льготе и необходимости уточнять отчетность.


Приказ ФНС России от 27.08.2026 N ЕД-1-3/628@

ФНС обновила декларацию по налогу на прибыль.

Новшества применяют начиная с подачи декларации за первый отчетный период 2027 года.

Среди изменений такие:

·       обновили штрихкоды;

·       уточнили содержание титульного листа;

·       скорректировали лист 05.1, где указывают сведения об операциях с цифровой валютой;

·       добавили новые коды для расходов и доходов, которые не учитывают при расчете налоговой базы или учитывают отдельно для ряда налогоплательщиков;

·       включили особенности отражения налоговой базы и налога участниками международных групп компаний в листе 02.

Часть изменений связана с тем, что с 1 января 2027 года больше не нужно подавать декларации по месту нахождения обособленного подразделения. Так, уточнили правила заполнения раздела 1, приложения N 5 листа 02, исключили устаревшие коды и реквизиты.

На титульном листе, к примеру, уточнили название поля, где сообщали об изменении полномочий или закрытии обособленного подразделения.


ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Постановление Правительства РФ от 30.09.2026 N 1277

Кабмин расширил меры поддержки бизнеса, который пострадал от ударов по отдельным складам.

Вводятся налоговые и административные меры поддержки для продавцов, пострадавших от атак с применением БПЛА, РСЗО и ракет по объектам группы «Интернет Решения» ( Ozon).

Кому положено

Нужен одновременно действующий договор о реализации товаров на ozon.ru с ООО «Интернет Решения» (ИНН 7704217370) и одно из двух условий:

·       «а» — по размеру ущерба: расчётная сумма ущерба с августа 2026 г. превышает 5% доходов от реализации и внереализационных доходов за 2025 год (по декларациям, данным ФНС о доходах плательщиков НПД и АУСН или по потенциальному доходу на патенте).

·       «б» — по «молодости» бизнеса: лицо понесло ущерб с августа 2026 г. и зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП начиная с 01.12.2025.

Мера

Содержание

Срок

Продление сроков уплаты (п. 1 «а»)

НДС (кроме ввозного), налог на прибыль, УСН, АУСН, НПД, НДФЛ ИП (кроме статуса налогового агента), страховые взносы и авансы по ним

+12 месяцев по платежам со сроками август 2026 г. — июль 2027 г.

Рассрочка (п. 1 «б»)

Уплата тех же сумм равными частями по 1/12 ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, следующего за продлённым сроком (АУСН и НПД не входят)

12 равных платежей

Мораторий на проверки (п. 1 «в»)

Приостановлены вынесение решений и проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок и проверок по взносам «на травматизм», а также течение related сроков (ст. 100, 101 НК РФ; ст. 26.16, 26.18–26.20 ФЗ о соцстраховании)

по 31.12.2026 включительно

Отсрочка взыскания (п. 1 «г»)

Продление предельных сроков направления требований об уплате задолженности и решений о взыскании

+6 месяцев со дня опубликования, но не ранее включения лица в перечень ФНС

Перенос проверок за 2023 год (п. 2)

Отложено вынесение решений о выездных (повторных выездных) проверках за налоговые периоды 2023 года

до 30.04.2027 включительно

Расчёт ущерба

Сумма считается по порядку, аналогичному п. 2 раздела «Возмещение за утраченные или повреждённые товары Продавца» Договора для продавцов Ozon (опубликован 30.06.2026). Если лицо пострадало и по объектам группы «РВБ», налоговый орган суммирует ущерб по обеим группам в совокупный — с учётом постановления Правительства РФ от 25.08.2026 № 1074.

Как всё оформляется

·       Перечни формирует ООО «Интернет Решения» и ежемесячно не позднее 5-го числа направляет в электронном виде в ФНС и в территориальные органы СФР: наименование (ФИО), ИНН, расчётная сумма ущерба на дату перечня и период получения ущерба. В очередном перечне можно уточнять ранее поданные сведения.

·       Первый перечень — в течение 2 календарных дней со дня опубликования постановления.

·       Точка отсчёта применения: для категории «а» — с месяца, когда совокупный ущерб нарастающим итогом превысил порог в 5%; для «б» — с месяца получения ущерба. Мораторий и отсрочка взыскания в обоих случаях работают со дня представления перечня, где лицо оказалось впервые.

·       Отдельные решения не выносятся: налоговики и органы страховщика не оформляют решения о предоставлении отсрочки и рассрочки по этим налогам и взносам.

·       Проценты не начисляются.

·       Сроки исчисляются по ст. 6.1 НК РФ.

Рекомендации обществу «Интернет Решения»

Утвердить порядок формирования перечня и согласовать порядок его направления: с ФНС — для себя, с Фондом пенсионного и социального страхования — для органов страховщика.


Постановление Правительства РФ от 25.09.2026 N 1238

Введен мораторий на проверки пострадавшего от атак бизнеса.

Любые производственные объекты, которые с 1 января 2026 года получили ущерб от атак средствами огневого воздействия, с 28 сентября не подпадают под плановые надзорные мероприятия по Закону о госконтроле. Внеплановые процедуры проводят лишь в ряде случаев, например:

·       истек срок исполнения предписания;

·       возникла ЧС природного или техногенного характера;

·       есть достоверные данные о причинении вреда жизни и тяжкого либо среднего ущерба здоровью граждан.

Важно, чтобы контролеры знали об ущербе по информации органов предварительного следствия и дознания, местных властей и др. Компания или ИП вправе предоставить сведения с ходатайством. Они могут поступить и в рамках межведомственного взаимодействия.

Послабления действуют до 1 октября 2027 года.


БУХГАЛТЕРУ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Отчетность учреждений за 9 месяцев 2026 года: вспоминаем важные нюансы

Это последняя квартальная отчетность, которую нужно формировать по инструкциям N 191н и N 33н. Требования к ней не изменились, поэтому следуйте прежним указаниям. В обзоре напомним ключевые моменты.


Контрольные соотношения к показателям бухотчетности бюджетных и автономных учреждений

Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Казначейство

Казначейство обновило контрольные соотношения к отчетности учреждений за 9 месяцев.

Ведомство разместило на сайте обновленные соотношения к отчетности на 1 октября, в т.ч. для бюджетных и автономных учреждений и ГАБС федерального бюджета. Изменений немного. Например, добавили соотношение для справок по консолидируемым расчетам.

Закрепили, что в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по счету 1 210 05 00Х не может быть отрицательного значения.


Приказ Минфина России от 24.09.2026 N 141н

Отчет о результатах деятельности учреждения: Минфин направил на регистрацию новые форму и порядок.

Ведомство обновляет общие требования к отчету о деятельности учреждения и использовании имущества, а также его форму. На основе этого документа финансовые органы будут утверждать порядки для учреждений (п. 1 приложения N 1 к приказу). Сейчас это делают учредители.

Из формы убирают часть сведений. Например, не нужно будет отражать информацию:

·       об услугах и работах сверх государственного и муниципального задания, а также выпускаемой продукции;

·       счетах в кредитных организациях;

·       особо ценном движимом имуществе (кроме транспорта).

Также утверждают порядок составления отчета (приложение N 2 к приказу). Ранее похожие разъяснения Минфин давал в виде методрекомендаций.


ГОССЛУЖБА

Постановление КС РФ от 29.09.2026 N 56-П

Перенос места работы госслужащего: КС РФ приравнял к сокращению увольнение из-за отказа в переезде.

Суть спора. Чиновницы проходили госслужбу в территориально обособленных местах работы. Для повышения эффективности и оптимизации расходов госоргана деятельность в этих местах была прекращена, а работу госслужащих перенесли в другой город. Общий штат и структуру госоргана не меняли, а перенос оформили как изменение существенных условий контракта. Чиновницы на переезд не согласились. Их уволили без компенсаций как за отказ продолжать службу.

Мнение суда. КС РФ посчитал такую ситуацию нарушением. Если условия контракта меняют по инициативе нанимателя и госслужащего увольняют из-за отказа продолжать работать в другой местности, то чиновнику нужно предоставить те же гарантии, что и при сокращении.


КАДРОВИКУ

Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за август 2026 года

В августе Роструд разъяснил вопросы о сокращении смены перед праздником, оплате замещения отсутствующего сотрудника, предоставлении отгула за работу в выходной, компенсации отпуска при увольнении и др. Подробнее расскажем в обзоре.


СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ

Постановление Правительства РФ от 29.09.2026 N 1255

В госзакупки строительных и ремонтных работ ввели оценку деловой репутации с 1 октября 2026 года.

Заказчики вправе оценивать квалификацию участников конкурсов не только по опыту сопоставимых работ, но и по деловой репутации. Дополнительный показатель оценки можно применять при закупках работ, в частности (п. п. 1 - 3 изменений):

  • по строительству, реконструкции, капремонту и сносу капитальных и линейных объектов, а также по сохранению объектов культурного наследия;
  • по ремонту и содержанию автодорог;
  • по текущему ремонту зданий и сооружений.

Если заказчик решит использовать при оценке заявок дополнительный показатель "Деловая репутация", то величина значимости основного показателя "Опыт сопоставимых работ" должна составлять не менее 60% от суммы величин значимости всех показателей оценки, которые применяются по критерию "Квалификация".

Поправки вступили в силу 30 сентября 2026 года и применяются при закупках, которые объявили после этой даты, т.е. с 1 октября 2026 года (п. п. 2 и 3 постановления).


Письмо Минфина России от 10.08.2026 N 24-06-06/69051

Минфин: отдельные виды юридических лиц не применяют Правила N 783 при госзакупках.

Правила списания неустоек не применяются при исполнении контрактов, которые заключают по итогам закупок по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

При проведении таких закупок положения Закона N 44-ФЗ соблюдаются лишь в части:

  • определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов;
  • мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.


НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АКТЫ

Решение Совета ЕЭК от 09.09.2026 N 102

Совет ЕЭК уточнил фитосанитарные требования к деревянной таре и крепежу.

В примечании к перечню подкарантинной продукции ЕАЭС закрепили положение о том, что для древесных упаковочных и крепежных материалов (ящиков, поддонов, обрешетки и др.) при наличии на них специальной маркировки фитосанитарные сертификаты не нужны. Это касается ввоза в ЕАЭС и перемещения между странами союза. Поправки заработают 28 октября 2026 года.


Приказ Росстата от 11.09.2026 N 546

Обновлена статистическая форма 1-ВС о вторсырье.

При подаче отчета за 2026 год об образовании, использовании и поставках вторсырья предстоит использовать новые бланк и указания по заполнению формы вместо действующих. Сведения направляют с 1-го рабочего дня по 25 января после отчетного периода. Уточнили круг респондентов. Добавили новые графы и раздел.


Какие нарушения контролеры с 1 октября начнут выявлять с помощью беспилотников

Заработают перечни признаков таких нарушений, которые надзорные органы будут фиксировать с помощью автоматических устройств с функциями фотосъемки или видеозаписи, беспилотных аппаратов и систем. Это касается экологического, лесного, земельного и иных видов контроля.


Приказ МЧС России от 24.08.2026 N 639

Лицензионный контроль в сфере пожарной безопасности: МЧС пересмотрело индикаторы риска.

С 6 октября 2026 года МЧС и его территориальные органы начнут применять новые перечни индикаторов риска при надзоре за теми, кто монтирует и обслуживает средства обеспечения пожарной безопасности, а также тушит возгорания. Прежние списки прекратили действие 1 сентября 2026 года в связи с истечением срока.


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Решение Совета ЕЭК от 09.09.2026 N 104

Приостановка регистрационного удостоверения на медизделие: Совет ЕЭК дополнил перечень оснований.

С 28 октября появится новое основание для приостановки действия регистрационного удостоверения на медизделие: в регистрационном досье нет действующего отчета о результатах инспектирования производства. Правило неприменимо к изделиям класса потенциального риска 1 и нестерильным изделиям класса потенциального риска 2а.


Приказ Роспотребнадзора от 20.07.2026 N 578

Санэпиднадзор в медорганизациях: контрольные вопросы изменятся с 4 октября.

Роспотребнадзор обновил формы проверочных листов, которые заполняют при санитарно-эпидемиологическом надзоре. В чек-листе для медорганизаций появятся новые контрольные вопросы. Список вопросов можно использовать для самопроверки.


Обзор подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

Спецпредложение
на покупку
КонсультантПлюс
Заказать прайс-лист